«Телефон доверия»
(812) 369-99-99

Северо-Западный регион

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕГИОНА

Территориально-административное деление

Северо-Западный регион включает территорию двух республик, шести областей, одного автономного округа и одного города особой важности (Ненецкий Автономный округ, Республика Карелия, Республика Коми, г. С-Петербург и Ленинградская, Мурманская, Архангельская, Вологодская,  Новгородская,  Псковская, Калининградская).

Площадь территории региона составляет 1млн.671,120 кв.км. Общая численность населения субъектов РФ региона составляет 13 млн. 512,05 чел., имеется городов – 128, поселков городского типа – 151, районов городских муниципальных образований, сельских районов – 131,  категорированных  городов -  26  (С-Петербург, Мурманск, Апатиты, Кандалакша, Петрозаводск, Архангельск,   Северодвинск, Котлас, Вологда, Череповец, Выборг, Волхов, Гатчина, Кириши,  Тихвин, Псков, Великие Луки, Боровичи, Новгород, Сывтывкар, Ухта, Воркута).

26 города отнесены к группе по ГО ("ОВ" – 1 - Санкт-Петербург – 4млн.850 чел, 1-ой  группы – 1- Мурманск – 394,2 тыс. чел,  Череповец – 322,9 тыс. чел ,  2-ой группы – 3 Архангельск – 375,4 тыс. чел, З-ей группы –  21 Апатиты – 71,4 тыс. чел, Кандалакша – 47,1 тыс. чел, Петрозаводск – 288,5 тыс. чел, Северодвинск – 236,2 тыс. чел,  Котлас- 66,9 тыс. чел, Вологда – 307,2 тыс. чел, Выборг- 80,4 тыс.чел, Волхов- 50,1 тыс. чел, Гатчина – 81,0 тыс. чел, Кириши – 52,7 тыс.чел, Тихвин – 71,4, Псков- 203,9 тыс. чел, Великие Луки- 117,2 тыс.чел, Боровичи – 61,2 тыс. чел, Новгород- 240 тыс. чел, Сыктывкар- 247,6 тыс. чел, Воркута- 175,8 тыс. чел, Ухта – 129,6 тыс. чел). Всего населения в категорированных городах составляет 8 млн.  533,9 человек.

Городских  районов - 26 (18 - С-Петербурга - Невский, Приморский,  Василеостровский, Центральный, Кронштадтский,  Колпинский,  Петроградский, Адмиралтейский, Московский, Кировский, Фрунзенский, Калининский, Выборгский, Курортный, Петродворцовый, Красносельский, Красногвардейский, Пушкинско-Павловский)

        1 - г. Сыктывкар – Этвинский;

        3 - г.  Мурманска - Октябрьский, Первомайский, Ленинский;

        4 – г. Архангельска - Соломбальский,  Ломоносовский,  Октябрьский, Исакогорский;

      - поселков городского типа – 555, сельских районов – 540.

    Экономическая характеристика региона.

Основу экономики региона составляют базовые отрасли  промышленности и прежде всего тяжелая индустрия, которая развивается на основе использования богатых местных сырьевых и энергетических ресурсов.  Важнейшими отраслями являются добывающая,  металлургическая, машиностроительная, химическая, лесозаготовительная, деревообрабатывающая, угледобывающая, нефтегазодобывающая, рыбоперерабатывающая и легкая промышленность, а также сельское хозяйство, которое специализируется на мясо-молочном животноводстве и культивировании зерновых и технических культур.

Основу вывоза составляют энергетические машины,  приборы, суда,  цветные металлы, деловая древесина, целлюлоза, бумага, рыба, уголь, газ, нефть. Сырьевая и энергетическая база региона выделяется комплексными месторождениями полезных  ископаемых, основные  из которых сосредоточены на Кольском полуострове.  Большие запасы железной руды сосредоточены в  Карелии. Месторождения бокситов имеются в Архангельской и Ленинградской областях. Имеются значительные запасы апатитов (Кольский полуостров),  фосфоритов (в районе Кингисеппа), слюды (Кольский полуостров).Залежи сырья для производства алюминия находится  на  Кольском полуострове (хибинские нефелины),  в Архангельской области (Северо-Онежское месторождение бокситов),  16% запасов страны. Республика Коми располагает уникальными запасами минерально-сырьевых ресурсов (горючие, рудные, и нерудные полезные ископаемые). Нефте-газоносный район – Тимано-Печерский; залежи коксующегося угля – Печерский угольный бассейн; горючие сланцы – Вычегодский, Тимано-Печерский сланцевые бассейны.

В республике Коми разрабатываются 3 месторождения угля: Воркутинское, Воргашорское и Интинское. В г. Воркута действует 9 шахт, в г. Инта – 5, на которых добывается более 21 млн. тонн угля в год.

Энергобаланс региона  остается пока напряженным.  Потребности региона в топливе за счет местных ресурсов  удовлетворяются на половину. Крупнейшие ТЭЦ расположены в Киришах, Апатитах, Архангельске,  Санкт-Петербурге;  ГЭС - в Светогорске. Имеется 2 АЭС-Ленинградская (г. Сосновый Бор) и Кольская ( г. Полярные Зори).

    Пути сообщения и транспорт

На территории  региона создана сравнительно развитая сеть путей сообщения,  которая связана с основными коммуникациями других  регионов.  Наиболее густая и технически оборудованная сеть в южных районах региона, с продвижением на север она становится все реже, а на северо-востоке и в Заполярье развиты слабо.

Основными видами транспорта в  регионе  являются  автомобильный, железнодорожный, морской и воздушный транспорт.

-  железнодорожный транспорт:

Общая протяженность эксплуатируемых железных дорог составляет 12410,8 тыс. км, в том числе:

  • Октябрьская ж/д – 8284,5 км;
  • Архангельское, Сольвычегодское отделения Северной ж/д – 1725,6 км;
  • Сосновогорское, Воркутинское отделения Северной ж/д – 1860,7 км;
  • Вологодское отделение Северной ж/д – 540 км;

Общая протяженность однопутных ж/д путей составляет 9036,6 км, двухпутных – 42333 км, в том числе:

  • Октябрьская ж/д – однопутных - 5761,4 км., двупутных – 2482,3 км;
  • Архангельское, Сольвычегодское отделения Северной ж/д – однопутных - 1768,5 км., двупутных – 702 км;
  • Сосновогорское, Воркутинское отделения Северной ж/д – однопутных -  км., двупутных – км;
  • Вологодское отделение Северной ж/д – однопутных - 135 км., двупутных – 405 км;

Электрифицировано ж/д путей 3241,4 км., в том числе:

  • Октябрьская ж/д – 2755,4 км;
  • Архангельское, Сольвычегодское отделения Северной ж/д – 86 км;
  • Сосновогорское, Воркутинское отделения Северной ж/д – км;
  • Вологодское отделение Северной ж/д – 300 км.

Всего отделений ж/д – 9, ж/д станций – 1121 (Октябрьская ж/д – 784; Архангельское отделение Северной ж/д - 76, Сольвычегодское отделение Северной ж/д – 51; Сосновогорское, Воркутинское отделения Северной ж/д – 123; Вологодское отделение Северной ж/д – 38;

Всего ж/д мостов – 2773, больших мостов – 87, из них разводных – 5.

Основными железнодорожными  магистралями  являются дороги Санкт-Петербург - Псков, Санкт-Петербург – Витебск, Санкт-Петербург – Тверь - Москва, Санкт-Петербург – Вологда - Ярославль, Санкт-Петербург – Петрозаводск – Мурманск – Сверероморск, Мурманск – Печенга, Санкт-Петербург – Вологда -  Архангельск, Вологда – Котлас – Ухта – Печера – Инта – Воркута, Санкт-Петербург – Выборг – Финляндия, Санкт-Петербург – Сортавала – Финляндия, Петрозаводск – Суоярви - Финляндия.

Маршрут на  большей части однопутный ( участок Беломорск, Апатиты   двухпутный ), тяга тепловозная ( на участке Лоухи, Мурмолок электровозная ),  его пропускная способность 32-52 пары поездов в сутки.  Меридиональный железнодорожный  маршрут  Ярославль, Вологда,  Копоша,  Обозерский,  Архангельск  является связывающим звеном между центральными районами и северными районами,  обеспечивает кратчайший выход к портам Белого моря, а через ответвление Обозерский, Беломорск - в Карелию и на Кольский полуостров. Маршрут  в основном двухпутный ( участок Обозерский, Архангельск однопутный), на всем протяжении обслуживается тепловозной тягой. Пропускная способность 40-72, на однопутном участке 17 пар поездов в сутки.  Железнодорожная сеть региона связана с дорогами Финляндии четырьмя линиями :       

  • Соснова, Париккала пропускная способность 19 пар  поездов в сутки; 
  • Петрозаводск, Суоярви пропускная способность 15 пар поездов в сутки;
  • Ледмозеро, Костомукша, Контиомяки пропускной способностью 12 пар поездов  в сутки;
  • Ручьи Карельские,  Алакурти, Кемиярви пропускной способностью 12 пар поездов в сутки.

Техническое состояние и оснащенность железных дорог региона в основном соответствуют современным требованиям и обеспечивают маршрутные  скорости грузовых  поездов от 300 до 750 км.  в сутки.  Пропускная способность железных дорог на юге 60-90 пар поездов в сутки, в северных районах она снижается до 10-40 пар поездов в сутки.

Наиболее уязвимыми (опасными) местами в системе железнодорожных  магистралей, связанными с возможным возникновением ЧС, являются  железнодорожные  узлы,  мостовые  переходы, участки железных дорог проходящие по узким межозерным дефиле, места пересечения ж/д полотна с магистральными продуктопроводами, места подвоза нефтепродуктов к наливным причалам.

- автомобильный  транспорт:

На территории региона создана развитая,  но неравномерно размещенная  сеть автомобильных путей сообщения.  Общая протяженность автомобильных дорог свыше 146,8 тыс.км.,  в том числе  96,72 тыс. км. дорог с твердым покрытием ( плотность 5,5 км. на 100 км. кв.  территорий ).  В Заполярье и на северо-востоке автомобильных дорог  мало,  а на значительных территориях их нет совсем.  На эти районы приходится около З%  дорог с твердым покрытием (плотность 1,3 км. на 100 км. кв. территории). В Центральной части проходит 8 сквозных широтных маршрутов,  соединяющих дороги Российской Федерации и  Финляндии. Кроме  того к Российско- Финляндской границе подходят 3 дороги из Печенги,  Ковдора и Юшкозера.  Их  общая  пропускная  способность 20,5-23,5 тыс. автомобилей в сутки.

Проходят они на удалении от 50 до 170 км.  друг от друга, причем 6 из них проходит в Заполярье, 7 - в Карелии. Все они связаны между собой меридиональным маршрутом Санкт-Петербург, Петрозаводск, Мурманск, который проходит вдоль северо-западной границы Российской Федерации и обеспечивает выход к портам  на  побережье Баренцева и Белого морей, протяженность около 1350 км.

Дороги с твердым покрытием (асфальтобетон и черное шоссе) составляют свыше 86%  его длины.  Пропускная способность 5-8 тыс. (на участке грунтовой дороги до 2-х тыс.)  автомобилей  в  сутки.

Большое значение имеет также маршрут Ярославль,  Вологда,  Архангельск. Протяженность около 1050 км, свыше 81% которых составляют  дороги  с усовершенствованным покрытием.

Общая их  протяженность  -  4572 км,  из них Российского значения - 1493 км,  областного - 1600 км,  местного - 1478 км. Годовой грузооборот автотранспорта достигает 240 тыс. тонн.  автобусами 1006 тыс. пассажиров.

- трубопроводный транспорт:

Трубопроводный транспорт региона  включает  трубопроводы, проложенные  от  нефтепромыслов  и нефтеперерабатывающих заводов, расположенных в районах Западной Сибири, к основным  индустриальным центрам ,  морским портам.  Общая протяженность сети магистральных трубопроводов  свыше  7200  км, 52 %   общей   длины   составляют  газопроводы, 32 % -нефтепроводы  и 16 % -нефтепродуктопроводы.

-   воздушный транспорт:

Воздушный транспорт  занимает важное место в общем объеме перевозок. Авиалиниями связаны главные промышленные и административные центры региона. В регионе сосредоточено около 73% аэропортов, их количество составляет 338, из которых 300 имеют ВПП с искусственным покрытием, в том числе 16 ВПП длинной 1800 м и более.

Наиболее крупные аэропорты:

  • Пулково (С-Петербург) (ИВПП-1  3782м х 60м,  ИВПП-2 3401м х 70м,  бетон),  приписано: ИЛ-86 - 9,ТУ-154 -  27,ТУ-134  - 12,АН-12 - 9, коридоров пролета авиации - 7.
  • Мурманск  (2500м х  50м,  бетон),  приписано  ТУ-154  - 3, АН-2 - 6, и 26 вертолетов, коридоров пролета авиации - 2.
  • Талаги (Архангельск)  (2500м  х  50м,бетон),  приписано: ТУ-154 - 5,ТУ-134 - 16,АН-24 - 14,АН-26 - 15, коридоров пролета авиации - 2.
  • Бессовец (Петрозаводск) (2500м х 48м,  бетон), приписано: АН-2 - 15,АН-28 - 3,КА-26 - 10, коридоров пролета авиации - 8.
  • Сыктывкар – (2500 х 50, бетон), принимает ИЛ-76, АН-12, ТУ-134, ТУ-154.

 - водный транспорт:

Северо-Западный регион  омывается  водами четырех   морей: Балтийского,  Баренцева,  Белого  и Карского.  На материковой части имеется обширная сеть рек,  озер,  каналов и  водохранилищ. Водные  бассейны  скованы льдом на северо-востоке до 7-8 месяцев, на юго-западе до 4  месяцев  в  году.  Незамерзающие  порты  Мурманск.  На территории региона 12 судоходных озер: Ладожское,  Онежское, Псковское, Чудское, Белое, Ильмень, Кубенское, Выгозеро,  Сегозеро,  Пяозеро, Среднее и Верхнее Куйто.

Имеется 19 судоходных рек: Нева, Нарва, Луга, Плюсса, Волхов, Шексна, Свирь, Сухона,  Преголя, Пеза, Кулой, Пинега, Северная Двина, Онега, Вычегда, Печера, Уса, Колва, Ижма.

Имеется 2 важнейших судоходных канала: Волго-Балтийский водный путь и Беломоро-Балтийский канал.

Краткая оценка возможной обстановки  на  территории региона  при  возникновении крупных аварий, катастроф и стихийных бедствий

На территории региона имеется 52 городов и  населенных пунктов, в которых расположены 169 опасных химических объектов 1 и 2 степени опасности. В результате аварий на этих объектах возможно химическое заражение на площади 6283 км.кв.и населением 5 млн.403,3 тыс. человек.  Дополнительную угрозу поражения населения и сельскохозяйственных  животных создают АХОВ при транспортировке их железнодорожным, морским и автомобильным транспортом.

При радиационном и химическом загрязнении (заражении):

Наибольшую потенциальную  опасность в случае аварий представляют действующие атомные электростанции:

  • Ленинградская  АЭС  - г.  Сосновый Бор,
  • Кольская АЭС - п. Полярные Зори (Мурманская область).

В зонах   возможных  радиационных  аварий  проживает  более 1 млн. 950 тыс.чел., из них более 90 тыс.чел. при авариях общего типа  могут реально оказаться в различных зонах радиоактивного загрязнения.

Определенную опасность представляют также стоянки судов с ядерными энергетическими установками в портах и другие радиационно-опасные объекты, а также объекты атомной энергетики, расположенные  в  сопредельных  государствах (АЭС: в Финляндии - Ловис, в Литовской Республике - Игналинская).

На территории  региона  имеется  семь радиационно-опасных объектов, в том числе:  шесть объектов в г.Санкт-Петербурге и  Ленинградской области и один объект в г.Мурманске.  В случае аварии на этих объектах возможно радиоактивное  загрязнение  на  площади более  1000 км.кв,с населением 1 млн.350 тыс.  чел.  В порты, базы ремонта и обслуживания г.Мурманск, Полярный заходят  суда  "АРКТИКА",  "СИБИРЬ",  "РОССИЯ", "ТАЙМЫР" и другие, мощность АЗУ которых составляет 170 мгвт.  В г.Северодвинске на судостроительных и ремонтных  заводах  ПО"СЕВЕР"  и  ПО  "Северное  машиностроительное предприятие" строятся, проходят ремонт, модернизацию и испытания, а также базируются в порту подводные лодки с АЭУ.  При проведении загрузки и перегрузки активных  зон  реакторов  грубые  нарушения технологического  процесса  и  мер  безопасности могут привести к аварии,  связанной с выбросом в  атмосферу  компонентов  ядерного топлива, продуктов  его  сгорания,  элементов конструкции активной зоны реактора с образованием  облака  радиоактивных  аэрозолей  с последующим выпадением радиоактивных осадков на местность.

Возможно влияние последствий аварий на АЭС  Тверской  области.

При взрывах и пожарах:

На территории региона имеется 264 крупных  взрывопожароопасных  объекта, на  которых  используются в производстве и имеются значительные запасы взрывчатых веществ и горюче-смазочных материалов,  железнодорожных станций и наливных причалов,  где возможно скопление транспортных средств с этими веществами и материальными средствами. Источниками чрезвычайных ситуаций являются также нефтепромыслы,  газо-, нефтепроводы, шахты, а также транспортные магистрали,  по  которым  перевозятся  взрывопожароопасные  вещества. Среднемесячный вагонопоток с опасными грузами по железным  дорогам в границах Региона:

  • взрывчатых веществ - до 20 вагонов,
  • сжиженного газа - до 150 цистерн,
  • СДЯВ - до 50-100 вагонов (цистерн).

При катастрофических затоплениях:

Угрозу затопления могут создать разрушения плотин  гидросооружений в областях:

  • Мурманская область  - (плотина  Верхне-Туломского  гидроузла) общая площадь затоплений может составить - 171 кв.км., численность населения попадающего в зону  катастрофического  затопления 46,413  тыс.чел.- ( плотина  Нижне-Туломского гидроузла) площадь затопления может составить - 58 кв.км., численность населения попадающего в зону катастрофического затопления 6,1 тыс.чел.;
  • Республика Карелия - (каскад Вычских и Кемских ГЭС) площадь затопления может составить - 448  кв.км.,  численность  населения попадающего в зону катастрофического затопления 91 тыс.чел.;
  • Вологодская  область - (плотина  Череповецкой ГЭС) площадь затопления может составить 500 кв.км.,  численность населения попадающего в зону катастрофического затопления 3,6 тыс.чел.

Наиболее экстремальным  является наводнение в г.Санкт-Петербурге. На устьевом участке Невы колебание уровней в осенне-зимний  период определяется, главным образом ветровыми нагонами волны и достигает до 3-4 метров, что вызывает наводнения. Также возможны частые заторы на реках ряда областей из-за соответствующих неблагоприятных метеорологических и гидрологических условий для данного географического положения.  Максимальная величина заторных явлений может достигать 10 м,  а протяженность до 10 км с  подъемом воды до 3-4 м.

При массовых инфекционных заболеваниях людей и животных:

  • анализ инфекционной заболеваемости населения за последние 3 года показал, что наибольшую опасность представляют вспышки  заболеваний ОРЗ и гриппа в больших городах до 10000 заболевших, желудочно-кишечных заболеваний пищевого происхождения до 1500 заболевших,  а  также  в  организованных  детских коллективах (дифтерия, псевдотуберкулез и др.) особую опасность представляют вспышки острых  желудочно-кишечных заболеваний (дизентерия, вирусный гепатит и др.) водного происхождения при авариях на  водопроводных  и канализационных  сетях, очистных сооружениях,- количество заболевших может составить до 2000 человек;
  • прогноз ущерба промышленного, сельскохозяйственного производства и  численности  пострадавшего  населения  при возникновении  возможных чрезвычайных ситуаций глобального и регионального масштабов.

Исходя из оценки возможной обстановки на территории региона при возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных  бедствий глобального и регионального масштабов возможный ущерб промышленного, сельскохозяйственного производства может составить сотни млрд.руб. Предполагаемые безвозвратные потери населения - от 400 до 1150 человек.  Санитарные потери могут составить от 300 до 21000 человек.

Оцените информацию, представленную на данной странице:
1 2 3 4 5
Спасибо, Ваш комментарий принят!
Рубрикатор
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я C Все
Загрузка...
По вашему запросу не найдено совпадений